Щебень
Щебень гранитный Щебень гравийный Щебень известняковый Щебень габбро Щебень шлаковый
Песок
Песок мытый крупный Песок мытый средний Песок мытый мелкий Песок речной Песок карьерный
Отсев
Отсев гранитный Отсев габбро
Асфальтовая крошка Песчано-гравийная смесь Крошка гранитная Гравий Щебеночно-песчаная смесь

Аналитический отчет: «Состояние рынка гранитного щебня Украины в 2013 году»

31 октября 2013 07:36

Успешным – потому что экспорт щебня в Россию существенно вырос, а неожиданно - потому что какие только сюрпризы не преподносят игрокам рынка торговые отношения между Украиной и Россией.

В прошлом году все опасались, что Россия введет какие-то ограничительные санкции против украинского щебня. Но, к счастью, этого не произошло. Более того, сложившаяся в этом году ситуация на российском рынке железнодорожных перевозок оказалась для украинских поставщиков щебня благоприятной. А для российских нерудников, в свою очередь, железная дорогая в этот же период стала слишком дорогим путем перевозки щебня, причем в ряде случаев настолько дорогим, что практически закрыла привычные возможности сбыта.

И эти «лакомые» кусочки рынка, разумеется, в первую очередь московский регион, с удовольствием и занял украинский щебень. Как сказал на конференции Владимир Сергеев, исполнительный директор Ассоциации «Недра»: «Московский рынок является сейчас главной перевалочной базой для всего российского щебня и щебня поступающего извне. Так вот, с января по сентябрь 2013 года, в среднем 55% всего проходившего через московскую перевалочную базу щебня приходится на щебень украинских поставщиков».

Чтобы понимать, какие обстоятельства привели к этому, Владимир Анатольевич погрузил участников конференции «Индустрия щебня» в ретроспективу российских железнодорожных перипетий. Он напомнил, что в 2011 году произошел нерегулируемый рост железнодорожных тарифов в ОАО «РЖД», который составил порядка 50-60% в течение одного года и самое главное, что произошло: фактически вагонов не стало. В декабре этого же года правительство подписало документ о создании парка ВСП (вагонов собственно привлеченных).

А на практике это значило, что на базе Второй Грузовой компании (сейчас - ОАО «Федеральная Грузовая Компания», дочернее общество ОАО «РЖД») создается парк вагонов в количестве около 103 тысяч вагонов, который будет перевозить продукцию по фиксированным ценам. И в 2012 году игроки рынка получили абсолютно гарантированные перевозки по гарантированным ценам в течение всего года. А частные операторы, посмотрев на эту ситуацию, были вынуждены пойти на снижение цен и в итоге стали предлагать даже лучшие условия, чем та же ФГК. Поэтому, к концу 2012 года нерудники перешли на обслуживание к частным операторам, а, соответственно, количество заявок на перевозку щебня в ОАО «РЖД» существенно уменьшилось.

В начале 2013 года представители РЖД сообщили, что заявки от производителей щебня на перевозки щебня в январе 2013 года снизились на 34%, а в феврале на 17% относительно показателей прошлого года. В ответ на уменьшение доходов от перевозок щебня, РЖД в сезон повысило тарифы на перевозку щебня, и, опять же, следом за ФГК тарифы стали поднимать и остальные частные операторы. Так что в августе нерудные предприятия получили увеличение стоимости ж/д перевозок на 35% к тарифу 10.01.

Учитывая, что в цене щебня для конечного потребителя транспортные издержки составляют около 70%, такое повышение цен на перевозки российского щебня, сделало цену на российский щебень неконкурентной по сравнению с украинским щебнем.

Российские нерудники стали искать выход из положения, осваивая там, где это возможно, альтернативные способы доставки, в том числе водный и автомобильный транспорт. Как говорят игроки рынка, сейчас сложилась такая ситуация, что на расстояния до 300-500 км возить щебень автомобильным транспортом уже выгодней, чем по железной дороге.

Таким образом, как сообщил Евгений Высоцкий, директор по маркетингу аналитического агентства СМПРО, импорт щебня из Украины в России в первой половине 2013 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для справки он отметил, что в 2012 году объем импорта гранитного щебня из Украины в Россию составил 15 752 тыс. куб. м.

По данным СМПРО, список крупнейших экспортеров в Россию возглавляет безусловный лидер ООО «ККНК «Технобуд» («Lafarge Щебень Украина»), который за первые 6 месяцев 2013 года нарастил поставки на 40% относительно аналогичного периода прошлого года и сейчас этот объем составил около 1793 тыс. куб. м. Второе место в рейтинге у Беховского гранитного карьера – его объем перевозок составляет 658 тыс. куб. м и, соответственно, 36% прироста. На третьем месте Коростенский щебзавод с объемом 450 тыс. куб. м, но вот его поставки по сравнению с 2012 годом уменьшились на 28%. Среди остальных крупных экспортеров стоит упомянуть Юнигран,Овручский щебзавод, Малинский КДЗ, ККУ «Кварц», Ушицкий комбинат строительных материалов, Гниванский гранитный карьер,Пенизевичский карьер, Коростенский карьер.

Но, к сожалению, не все так радужно и даже несмотря на существенный подъем экспорта у украинских производителей щебня достаточно своих трудностей и проблем.

В первую очередь трудности связаны с тем, что российские покупатели щебня стали активно снижать тендерные закупочные цены на щебень. Андрей Савченко, директор Янцевского карьера, объясняет это тем, что в России рынок поставщика перешел в состояние рынка покупателя: «В 2013 году цену диктует покупатель. И пока мы, украинские поставщики щебня, готовы снижать цену, мы будем ее снижать. Потребление в Украине снизилось, экспорт вырос, никто не хочет снижать объемы производства пока позволяет конъюнктура. Сейчас карьеры раскусили прибыльность производства крупной фракции щебня и стали производить ее больше и все пошли с этой фракцией в Россию. Сейчас мы сами увеличили конкуренцию, в первую очередь, между собой».

Но что будет с отпускной ценой щебня в 2014 году, особенно если Укрзализныца ощутимо повысит тарифы на его перевозку?

Александр Ткаченко, заместитель начальника Главного управления перевозок Укрзализныцы, рассказал участникам конференции о планах компании в отношении тарифов на внутренние перевозки щебня, подчеркнув, что окончательное решение о тарифах принимает Кабинет Министров Украины. Планы же Укрзализныцы таковы: в 2014 году повысить тарифы на внутренние перевозки щебня на 12%, в 2015 год - на 13% и в 2016 году - еще на 13%. В своем выступлении господин Ткаченко отметил, что в Украине на данный момент действуют одни из самых низких тарифов на перевозку щебня по сравнению с другими странами. К примеру, на расстояние 500 км перевозка в России обойдется в 9,22 доллара, а в Украине она составит 6,2 долларов, что практически на треть ниже.

Еще одна существенная преграда для украинских экспортеров состоит еще и в том, что в 2013 году вагоны Укрзализныцы за пределы Украины не выпускают, и, похоже, вряд ли будут выпускать в следующем. По словам представителей Укрзализныцы, причина такого решения кроется в том, что существующий парк вагонов сильно изношен, и чтобы его сохранить, вагонный парк Укрзализныцы обслуживает только внутригосударственные перевозки.

Так все-таки, каким же будет 2014 год для участников рынка щебня? Вероятно, никто из экспертов не ответит на этот вопрос однозначно. Ведь факторов, влияющих на этот рынок, слишком много. Это и политическая и, зависящая от нее, экономическая обстановка в Украине и в России, это и потребности строительства, это и поглощения и слияния строительных и нерудных холдингов и компаний, как цивилизованные, дружественные, так и теневые в обеих странах, это и изменчивые цены на перевозку и много прочих более или менее значимых факторов.

Аналитики сходятся в одном: в 2014 году в России будут осуществляться инфраструктурные проекты и на эти проекты, судя по всему, будут выделены значительные государственные средства. Из основных отметим: строительство «большой Москвы»; строительство современной скоростной трассы Москва-Казань; масштабная реконструкция и строительство дорог в регионах; строительство объектов в 10 городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу и др. И технические требования на многие объекты предусматривают использование щебня определенного качества.

Причем этим характеристикам соответствует щебень, который добывается преимущественно в Украине, а некоторые виды щебня - только в Украине. Так что, какое место займет украинский щебень на российском рынке в будущем году, покажет время. Сейчас рынок щебня все еще настолько изменчив, что его участникам остается только «держать ухо востро» и анализировать информацию, поступающую как из официальных каналов, так и из неофициального общения.

Прекрасную возможность для такого обмена информацией, поиска возможностей и формирования прямых деловых контактов получили в этом году делегаты конференции «Индустрия щебня». Более 170 участников рынка щебня, главным образом представленные собственниками и топ-менеджерами компаний, собрались на конференции в конце сентября в Крыму. Такое большое количество участников конференции – это показатель, как динамичности самой отрасли, так и безусловной полезности подобных встреч . http://www.asphalt.ru/

Добавить комментарий

Имя

Комментарий

Перезагрузить картинку